На главную
СПАС КАМЕННЫЙ
СПАСО – КАМЕННЫЙ
МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
озеро Кубенское


Озеро Кубенское одно из самых больших водоемов Вологодской области. Недалеко от впадения в него реки Кубены в северо-восточной части находится крошечный островок Каменный размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину. На карте он выглядит маковым зернышком, упавшим на поверхность озера, а на воде – горстью земли, на которой вырос Спасо-Каменный монастырь.
Основал его в 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович по обету, данному им во время жестокого шторма, застигшего его судно в Кубенском озере. Спасо-Каменный принадлежит к первому поколению монастырей на Европейском Севере, учрежденных в XII – XIII веках. Появившийся на острове, окруженном водой и непроходимыми лесами, в условиях, когда основная часть населения на Севере оставалась языческой, он стал проводником христианства. В последствии постриженники его основали на Кубенском побережье новые монастыри. Обитель стала метрополией, подобно Троице-Сергиевой лавре. Условия жизни здесь очень трудны. Зимой метели заметают все дороги, ведущие в монастырь. Весной в половодье ледяные горы окружают остров, отрезают его на некоторое время от мира. Летом случаются туманы, наводнения и бури. Во время весеннего ледохода глыбы льда проламывают крыши зданий, разрушают хозяйственные постройки. Талые воды размывают берега, унося грунт в озеро. По этой причине приходилось ремонтировать здания и укреплять сваями и камнями берега. Кроме того, все необходимое для жизни монахов нужно было завозить с «большой земли». Миниатюрный Северный Афон – так называл его один из исследователей древних рукописей. При великом князе Дмитрии Ивановиче Донском игуменом был назначен пришелец из Константинополя – постриженник Афона Дионисий. Он ввел там устав афонских обителей, заложил традиции, которые сформировали авторитет и славу монастыря на несколько столетий вперед. Это был незаурядный человек, молитвенник и подвижник, талантливый церковный деятель. Впоследствии он стал епископом Ростовским. Во время его игуменства приняли постриг знаменитые вологодские святые, основатели новых обителей – Александр Куштский и Дионисий Глушицкий.
Другой настоятель игумен Кассиан, оставил в обители добрую память, хотя и не был причислен к лику святых. Он был свидетелем жизни преподобного Кирилла Белозерского и принес образ мыслей чудотворца в Спасо-Каменный, чем еще больше укрепил неповторимый облик монастыря.
Обстановка в монастыре на крошечном острове способствовала полной отрешенности от мира. По строгому уставу афонских киновий в монастырь был запрещен вход женщинам, бани вынесены за его территорию на песчаные отмели. К ним монахи проложили по дну озера дорогу, которая каждую весну скрывается под водой, а осенью вновь появляется.
Во время игуменства Кассиана просияла в обители звезда угодника Божия юного князя Иоасафа. Жизнь его вызывала удивление и восхищение братии. После кончины преподобного мощи его прославились нетлением и чудесами и стали святыней монастыря.
Великий князь Василий Васильевич Темный вместе с супругой и детьми посетил обитель во время богомольной поездки по северным монастырям. Он сделал богатые земельные вклады в обитель.
Два предстоятеля Русской православной Церкви скончались и были погребены в Спасо-Каменном: митрополит Зосима(1490-1494) и митрополит Варлаам (1511-1522).

Частые пожары преследовали монастырь. В 1476 пожар испепелил деревянное чудо Спасо-Каменного монастыря. Вместо сгоревшего, на средства вологодского князя Андрея Меньшого, в 1481 году был поставлен первый на Севере каменный храм - Спасо-Преображенский. Храм является уникальным сооружением, оказавшем огромное влияние на архитектуру края. Второе каменное сооружение- Успенская теплая церковь – колокольня с трапезной палатой. Ее строительство было закончено в 1549 году. Девять лет спустя, в монастыре была построена третья каменная церковь.

Спасо-Каменный превратился бы в типичную провинциальную обитель с богатым и бурным прошлым и скромным настоящим, если бы не суждено ему было иное предназначение. Монастырь стал спасателем в буквальном смысле слова.
В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция под эгидой Императорского Российского Общества спасения на водах. Как бы сам Спаситель подавал руку помощи гибнущим на озере людям, говоря: «Это Я, не бойтесь!». (Иоанн, 6:20)...

Монастырь не имел крепостных стен, а был обнесен рядом деревянных келий, стоявших на «ряжах» прямо в воде. Из-за них поднимались прекрасные белоснежные храмы. В 1896 году была построена одноэтажная каменная монастырская гостиница. Видимый со всех сторон, он стал архитектурно-ландшафтной доминантой края.
На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк – большой мощности керосиновая лампа. В хорошую погоду его свет был виден за 20 верст, а в плохую – за 4 версты. В Петербурге на заводе Орлова был отлит именной колокол весом 5200 кг и доставлен на остров, чтобы подавать звуковой сигнал во время туманов и зимних метелей.
Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах. Был награжден именной серебряной медалью «За спасение погибавших на море».

Жизнь монахов на острове проходила в постоянной борьбе со стихией. В1864 году вода поднялась так высоко, что затопила нижний этаж храма. В1914 году ледоходом повредило здание спасательной станции, проломило крышу деревянного каретника, полностью разрушило баню. В апреле 1915 года к стенам братско-настоятельского корпуса пригнало огромную гору льда, которая повредила маячное помещение.
Спасая других, монахи сами часто оказывались в довольно сложных обстоятельствах. Вот как описывает те времена А.Н. Муравьев: «Весьма скудно братство оставшейся обители, так что едва есть достаточно иеромонахов для ежедневной службы, но надо вспомнить и о том, что они претерпевают в зимнее время, когда почти нет богомольцев. Настоятель мне рассказывал, что напор весенних вод с западной стороны, то есть почти во всю длину озера, так велик, что даже стер значительную часть берега, и ежегодно вынуждены укреплять его булыжником и новым тыном. Иногда лед подымается до такой высоты, что как стеною окружает со всех сторон настоятельские келии и даже их превышает своим хрустальным гребнем. В 1883 году, льдами заброшен был огромный камень, в пятьсот пудов веса, на самую крышу, и большого труда стоило его сбросить; и до сих пор можно его видеть между грудой камней монастыря; а в 1837 году , в страшную бурю, пробило кусками льда в стеклах настоятельских келиях. Насыпью камней и крепкими сваями стараются разбить напоры льдов, но когда от времени до времени заревут весенние бури и грозят разрушением обители, иноки ее спасаются только теплою молитвою; собравшись в храме, они возжигают лампады пред святыми иконами и всю ночь проводят в бдении молитвенном. В такое время недели по две не бывает сообщения с берегом, так что иногда может случиться недостаток в припасах; но зато летом бывают годы, когда совершенно пересыхает озеро, между восточным его берегом и островом, где расстояние не так велико и есть много отмелей; таким образом случилось однажды и преосвященному Иннокентию при обозрении своей паствы сухим путем достигнуть до Спасо-Каменной обители».

Закрыт Спасо-Каменный в июне 1925 года. Процедуру закрытия было поручено провести начальнику волостной милиции. Для определения ценности предметов в состав комиссии входил заведующий художественным отделом Губмузея И.В.Федышин. В связи с массовым закрытием церквей и монастырей он вел напряженную работу по учету, выявлению и сбору произведений древнерусской живописи и культуры. Благодаря его подвижничеству удалось сохранить немало памятников старины.
Была составлена опись. Часть предметов передали в музей. Оставшееся имущество (в том числе восемь пудов архивных документов, оставленных временно на острове) бесследно исчезло. Настоятелю иеромонаху Анатолию и пяти монахам было приказано в ближайшее время найти другое место жительства. Трех послушников признали укрывающимися от военной службы, и дело послали в милицию.

Жилые помещения передали губернскому отделу народного образования, чтобы устроить колонию для малолетних преступников. В июле детей привезли на остров. А в сентябре в монастыре возник пожар. Выгорели братско-настоятельский корпус, трапезная и колокольня. Рухнули перекрытия, обвалились своды и стены. На Преображенском соборе сгорела кровля. Из пяти глав сохранилась только одна. Уцелели три колокола: большой, принадлежавший спасательной станции, и два маленьких. Меньше всего пострадала каменная гостиница. Она требовала лишь небольшого ремонта.
В тридцатые годы ХХ столетия (предположительно в 1935 г.) Спасо-Преображенский собор был взорван.
При взрыве обрушился свод: абсиды, стены четверика и приделов разломились на крупные фрагменты. Колокольня получила незначительный наклон в юго-западную сторону и вертикальные трещины в стенах.
Кирпич ручной работы, из которого выложены стены Спасо-Преображенского храма, занимает промежуточное положение между домонгольской плинфой и брусчатым кирпичом. Оказалось невозможным разобрать кладку.
На южном берегу установили метеооборудование, а на колокольне - навигационный маяк. На острове организовали пункт по приему и переработке рыбы. В древних погребах соорудили ледник. Коптильня размещалась в восточной части гостиницы, а в западной жила семья мастера. Во время войны рыбу отправляли на фронт. В 1959 году семья мастера покинула остров.

В середине 60-х годов прошла еще одна акция по разорению монастыря. С ведома районного начальства вывезли несколько барж бутового камня, который служил для укрепления берегов. Камни эти использовали при строительстве других объектов. В 70-е годы никем не охраняемое здание гостиницы сожгли. Рыбаки, охотники, отдыхающие, разводили на руинах храма костры, оставляли горы мусора, оскверняли и разрушали никем не охраняемый монастырь.
Еще до закрытия в начале 20-х годов архитектор В.А.Богусевич обследовал памятник. Он составил описание, схематические чертежи, поэтажные планы, разрезы зданий.
В 1938 году обмер колокольни произвели студенты Московского архитектурного института. В 1965 году изучение разрушенных зданий и колокольни провел С.С. Подъяпольский. Он определил сроки строительства и сделал графическую реконструкцию первоначального облика храмов. Результаты работы были опубликованы.

В 1983 году по личной инициативе московского архитектора-реставратора А.А. Асафова, уроженца села Усть-Кубенское, в областных газетах впервые был поставлен вопрос о сохранении уникального архитектурного комплекса Спасо-Каменного монастыря. Одновременно он обратился с письмом к областному руководству. Власти поддержали его инициативу, создали авторитетную комиссию для обследования памятника на возможность его восстановления. К 1987 году был подготовлен генплан и частично проектно-сметная документация. В 1991 году объект был включен в план реставрации. Финансирование осуществлялось в рамках российской программы «Наследие». Руководство производственными работами взял на себя вологжанин Александр Николаевич Плигин, инженер по образованию. Перед началом работ Асафов и Плигин были на приеме у архиепископа Михаила и получили благословение на реставрацию.

К 1993 году расчистили и частично восстановили гостиницу. Приступили к постройке бани и амбара. Но, в связи с ухудшением экономического положения в стране, выполняемые работы стали оплачиваться нерегулярно, а к 1994 году и вовсе прекратились. Бригада строителей была уволена, а Плигин остался жить на острове, чтобы сохранить то, что уже было восстановлено .

Дальнейшее содержание объекта взяли на себя жена и дети Плигина, занимавшиеся коммерческой деятельностью в Вологде. В 1992 году вологодские радиолюбители провели с острова более пяти тысяч связей с целью привлечения общественного внимания. В 1996 году прошла вторая такая же акция. После этого на острове побывали журналисты. В газетах и на телевидении стали появляться сообщения об уникальном острове и его хранителях. Теперь к нему потянулись не только рыбаки и охотники, но и люди, которым дорога отечественная культура. Они оказывали посильную помощь добровольным реставраторам. Принимали участие в жизни острова и вологодские фотохудожники.
Каждое лето, начиная с 1999 года на острове под руководством педагогов работают школьники из села Устье-Кубенское. Два сезона подряд приезжают молодые люди из московского православного центра «РеставросЪ». По благословению игумена Дионисия на острове живут трудники Спасо-Прилуцкого Свято-Димитриева мужского монастыря. В меру сил оказывают помощь деньгами и строительными материалами предприятия и предприниматели городов: Вологды, Сокола, села Устье-Кубенское, а также Москвы, С-Петербурга, Воронежа и других.

Рассказывая о Спас-Каменном острове, стоит упомянуть о том, что возможно и подтолкнуло Алексадра Плигина к занятию восстановлением монастыря.

"...Случилось это в 1960 году. Плигин, тогда еще все его называли Шурик, и и два его друга отправились в путешествие Вологда – Кириллов на велосипедах. Шурик – 13 лет, остальным по 11-12. Причем один из друзей – на велосипеде «Школьник». Добрались они только до деревни Пески, и вернулись назад. Но остался в памяти далекий, загадочный силуэт монастыря посреди озера. Он сопровождал ребят по всему пути – от Кубенского до Песков и обратно. Дождавшись зимы, Шурик решил поближе рассмотреть и узнать, что это за чудо. В январе с приятелем они добрались до села Кубенское на автобусе, а там пешком. Зимой остров был еще прекраснее. Он как бы парил в туманном мареве над землей, казался видением, а не реапльностью. Гостиница была еще цела. В ней жила бригада рыбаков, приехавших на лошадях. Мальчишки все облазили, осмотрели, переночевали и вернулись домой.
Еще один раз до армии приезжал на остров зимой в 1969 году на мотоцикле.
Отслужив в армии, стал бывать здесь часто. Непонятная сила тянула Плигина сюда. В 1972 году женился. Куда везти молодую жену в свадебное путешествие? Сомнений не было – на Спас.
А в 1988 году приехали на остров всей семьей (Анюте двенадцать лет, Леше – девять, Ване – пять). Приключений было много – то лодка не заводилась, то непогода… Высадились на Спас в солнечный день. Дети лазили по зданиям, камням, кустам, дел у них было полно. Поставили палатку, насобирали сухих веток, развели костер. Вскоре дети утомленные жарой, купанием и комарами, уснули.
Высокая трава, крапива, репейник, кусты дикой малины и смородины, стены колокольни исписаны «автографами» туристов, здание гостиницы без окон… Плигин не мог спать. Еще раз обошел остров, заглядывал внутрь строений, соображал, как бы это все можно отремонтировать…"
("В порядке чуда", Н. Плигина, Русский Север, 24.09.2003 г.)
...В марте 1993 года умер архитектор Асафов. Дальнейшее научно-техническое руководство реставрацией стал осуществлять московский архитектор Н.Н. Смирнов. Делал он это безвозмездно.
За это время почти полностью восстановлена гостиница. Расчищен от завалов братско-настоятельский корпус, трапезная палата и колокольня. Сделана выборка кирпича для дальнейшего его использования. Установлены леса вокруг Успенской колокольни и проведен ремонт стен. Выкопан шестиметровый колодец. С 1993 года остров часто посещает правящий архиерей епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Это стало началом духовного возрождения обители.
На южной стороне острова возле Успенской церкви возвели часовню «об един день» и освятили во имя всех вологодских святых.
В августе того же года по благословению владыки Максимилиана с паломнической поездкой обитель посетили архимандрит Тихон и братия московского Сретенского монастыря. Владыка совершил панихиду по усопшей братии Спасо-Каменного монастыря и воинам-подводникам, погибшим в Баренцевом море. С середины 1999 года областная администрация вновь включила Спасо-Каменный монастырь в план целевой программы по реставрации памятников истории и культуры.
В 2003-2004 году была заново восстановлена глава, покрыта медью, украшена позолоченными звездами и поставлен новый позолоченный крест. В июле 2003 года остров посетил губернатор области В.Е. Позгалев. Он высоко оценил то, что сделано и обещал помощь.
23 сентября 2003 года исполнилось 550 лет преставления преподобного Иоасафа Спасо-Каменского. К этому времени братия Спасо-Прилуцкого монастыря оборудовала небольшой храм в Успенской колокольне.
Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (ныне уже архиепископ) возглавил Божественную литургию-первую на острове с 1925 года. Продолжается процесс передачи монастыря в собственность Вологодской Епархии.


Ниже ссылки на фото про Кубенское озеро и Спас-Камень.

Фотографии (отличного качества!) можно посмотреть:
http://www.cultinfo.ru/spas-kamen/photo_003.htm

На главную

 

Sokol-inform © 2005 Все права защищены
  При любом использовании материалов сайта гиперссылка  на Sokol-inform обязательна.