Для начала
следует
уяснить,
какие
бывают
краски, для
чего они
применяются
и в чем
особенности
их
химического
состава.
Только
после этого
можно будет
определить,
какие
краски
можно
смешивать,
какие
нельзя и
какие
пигменты
надо
применять
для
составления
нужного
колера.
Любая
краска
состоит из
пигмента и
связующего
материала.
Пигменты -
это
тонкомолотые
порошки
минерального
происхождения.
Они не
растворяются
в воде, масле
и
растворителе.
Именно
поэтому
перед
применением
краску надо
тщательно
перемешать,
так как
пигмент
оседает, а
сверху
остается
чистый слой
связующего
материала.
Белые
пигменты
изготавливаются
из извести
или мела. Их
можно
смешивать
со всеми
щелочестойкими
пигментами.
Существуют
также
свинцовые,
цинковые,
титановые и
литопоновые
белила.
Так как
белила
участвуют
при
составлении
практически
всех
колеров,
надо
учитывать,
что нельзя
смешивать:
белила
цинковые с
киноварью
ртутной,
баритоновой
желтой,
цинковой
желтой и
лазурью;
белила
свинцовые с
белилами
литопоновыми,
киноварью
ртутной,
баритоновой
желтой,
цинковой
желтой,
ультрамарином;
белила
литопоновые
с белилами
цинковыми,
кроном
желтым,
зеленью
свинцовой
хромовой,
кобальтом
фиолетовым;
белила
титановые с
лазурью.
Желтые
пигменты
бывают двух
разновидностей.
Охра - краска
желтого
цвета,
имеющая
различные
оттенки. При
прокаливании
становится
коричнево-красной
и
называется
жженой
охрой или
черлядью.
Кроны -
свинцовые
или
цинковые
минеральные
пигменты
разнообразных
оттенков: от
лимонного
до
оранжевого.
Охра
смешивается
со всеми
красками,
крон желтый
нельзя
смешивать с
киноварью
ртутной,
баритоновой
желтой;
цинковую
желтую с
ультрамарином,
кобальтом
синим,
кобальтом
фиолетовым
и другими
пигментами
из синьки.
Наиболее
распространенным
синим
пигментом
является
ультрамарин
(синька),
который
бывает с
зеленым и
синим
оттенком.
Его нельзя
смешивать с
цинковыми и
литопоновыми
белилами,
цинковой
желтой. Чаще
всего
применяется
в
известковых
и меловых
составах.
Еще один
синий
пигмент -
лазурь. Он
применяется
только в
масляных
красках и
эмалях,
часто
добавляется
для
усиления
цвета в сажу,
так как
нещелостойкий
и темнеет от
солнечных
лучей.
Из
красных
пигментов
самым
универсальным
являются
сурик
железный (красно-кирпичный
цвет) и сурик
свинцовый (красно-оранжевый
цвет). Их
можно
смешивать с
любыми
красками.
Имеется
и другой
пигмент -
киноварь,
она хотя и
устойчива к
кислотам и
щелочам, но
меняет цвет
от
солнечных
лучей. То же
самое можно
сказать и
про мумию:
она имеет
оттенок от
светло-красного
до темно-красного,
но быстро
темнеет и
становится
буро-красным.
Достоинство
мумии перед
киноварью в
том, что ее
можно
смешивать с
любыми
красками, в
то время как
киноварь
нельзя
смешивать с
цинковыми
белилами и
кроном
желтым.
Хромовые
зелени (окиси
хрома)
состоят из
смеси
желтых
кронов с
лазурью, а
соответственно,
имеют
свойства
этих
пигментов.
Другой
пигмент -
медянка -
вследствие
своей
ядовитости
применяется,
в основном,
как добавка
к цинковым
белилам для
окрашивания
железных
крыш.
Коричневые
пигменты
можно
смешивать с
любыми
красками.
Умбра -
краска
коричневого
цвета, после
обжига
становится
красно-коричневой.
Сиена
жженая
имеет такие
же свойства,
как и охра.
Применяется
для отделки
различных
поверхностей
под дерево.
Из
черных
пигментов
наиболее
известна
сажа
газовая,
которая
получается
сжиганием
нефти или
газа.
Смешивается
только с
клеевой или
мыльной (щелочной)
водой.
Хорошо
смешивается
с водой
перекись
марганца.
Черным
пигментом
также
служат
древесный
уголь и
графит.
Разнообразие
пигментов
очень
велико,
поэтому для
памяти еще
раз
перечислим
такие
универсальные
пигменты,
которые
можно
смешивать
со всеми
красками:
марс желтый,
зелень
изумрудная,
окись хрома,
охра, мумия,
умбра, сиена,
сурик
железный,
малахит,
кость
жженая и
виноградная
черная.
Для
того чтобы
пигменты
хорошо
прилипали, а
после
высыхания
имели
твердую
поверхность,
их
приготавливают
на
связующих
материалах.
В
зависимости
от того,
какой
связующий
материал
был
применен,
краски
можно
разделить
на
следующие
группы.
Самым
простым
можно
считать
клеевой
состав.
При его
приготовлении
в воде
замачивается
просеянный
пигмент,
затем туда
добавляется
клей, чтобы
краска не
осыпалась.
Краска с
таким
составом
нам
известна
как гуашь. Ее
можно
добавлять в
побелку,
шпатлевку,
штукатурку,
вододисперсионную
краску,
затирку для
плитки. Так
как этот
состав не
требует
специальной
обработки (перетирание
на
краскотере),
его можно
приготовить
самостоятельно.
Здесь
главное -
правильно
соблюдать
пропорции,
так как
избыток
клея
приводит к
тому, что по
высыхании
краска
трескается,
а если по ней
провести
рукой,
лоснится.
Одним из
связующих
материалов
является
так
называемая
суспензия.
Еще ее
называют
эмульсионным
разбавителем,
а сами
краски
водоэмульсионными.
В процессе
ее
приготовления
в воду
засыпается
известь и
добавляется
соль,
которая
ускорит
процесс
гашения
извести.
Через
несколько
дней, когда
гашеная
известь
оседает,
сливается
щелочной
состав, в
который
добавляется
мел. После
этого
суспензия
соединяется
с олифой и
тщательно
перемешивается,
в
результате
чего
приобретает
желтоватый
оттенок.
Полученный
раствор
применяется
для
изготовления
не только
красок, но
также
грунтовок,
шпатлевок,
штукатурки.
Эмали
изготавливаются
путем
перетирания
пигментов с
различными
лаками,
которые
представляют
собой
растворы
соответствующих
смол в
растительных
высыхающих
маслах или
спиртах.
Наиболее
популярны
краски на
основе
спиртового
лака,
называемые
алкидными
эмалями. Они
применяются
для
внутренней
отделки
помещения,
так как от
воздействия
влаги
спиртовой
лак быстро
разрушается.
Очень
популярны
эмали на
основе
пентафталевого
лака (эмаль
ПФ 115), которые
применяются
для окраски
внутренних
и наружных
поверхностей
по
штукатурке,
металлу,
бетону.
Эмали
различаются
тем, какой
лак был
применен в
качестве
связующего
материала.
Масляные
краски
изготавливаются
на основе
искусственной
или
натуральной
олифы.
Сначала
размешивается
тот пигмент,
которого
больше
всего в
колере, а
потом
добавляются
остальные.
Затем
краска
разбавляется
до нужной
густоты. Для
улучшения
качества
краска
перетирается
на
краскотере.
Масляные
краски
считаются
самыми
прочными и
долговечными,
они
применяются
как для
внутренней,
так и
наружной
отделки.
|