СЛОВАРЬ
АРХАНГЕЛЬСКОЕ,
с, центр
Архангельского
с/с
Сокольского
р-на. В
середине XIX в.
сохраняло
два
названия:
официальное
Архангельское
и
неофициальное,
разговорное
– Бохтюгское,
24 двора (СНМРИ,
9).
Неофициальное
название по
р. Бохтюга.
Этот же
гидроним
лег в основу
наименования
Бохтюгского
княжества,
располагавшегося
в XIII – XIV вв. на
южном
побережье
оз. Ку-бенского.
Возможно,
центром его
было с.
Архангельское.
Во второй
половине XIX – XX
в.
неофициальное
название
утратилось.
Официальное
дано по
церкви.
БИЛЬКОВО,
д.
Архангельского
с/с
Сокольского
р-на. В период
польско-литовского
нашествия
была
разрушена, в
писцовом
описании
начала XVII в.
сообщается
о «пустоши,
что была д.
Бильково». До
разорения
деревня
состояла из
двух дворов,
в которых
проживала,
по-видимому,
«чудь» (Спирка
Корела да
Панка
Корела). В XVII в.
деревня
принадлежала
Глушицкому
монастырю (ПО
Вол 1627, II, 251). От
прозвищного
имени
Белько (Билько).
В древнем
Новгороде в
конце XV в.
проживал,
например,
Левка
Белков (Туп., 497),
В
севернорусских
говорах
белко –
прозвище
ребенка с
белыми
волосами (СРНГ,
II, 215).
БРАТСКОЕ, д.
Замошского
с/с
Сокольского
р-на. От
прилагательного
братский,
которое
употреблялось
в
древнерусском
языке в
значении 'принадлежащий
монахам,
братии или
предназначенный
для них' (Сл
РЯ XI – XVII, I, 325). Во
второй
половине XVII в.
деревня
была
помещичьим
владением (ПК
Вол 1678, 318).
ВЕЛИКИЙ
ДВОР, д.,
центр
Кокошиловского
с/с
Сокольского
р-на. Одно из
древних
селений
края. В
первой
половине XVI в.
состояла из 6
дворов и
принадлежала
Дионисиеву
Глушицкому
монастырю (Шум.,
64). В начале XVII в.
деревня
остается во
владении
монастыря,
отмечается
двойное
название ее:
«...с. погост
Ильинский,
Великий
Двор, а в нем
храм во имя
Ильи
пророка», в
деревне 4
двора
крестьян (ПО
Вол 1627, II, 248). Имя
прилагательное
великий в
древнерусском
языке
выступало в
значении 'большой'
(значение
топонимов
Великий
Двор,
Большой
Двор см. на с. 261).
44
Такого
же
происхождения
название
селений
Великий
Двор в
Бабушкинском,
Белозерском,
Вашкинском,
Вытегорском
и других р-нах
(всего 20
названий).
ВЕРЕТЬЕ,
д.
Пригородного
с/с
Сокольского
р-на. Первое
упоминание
о деревне,
состоящей
из двух
дворов,
относится к
первой
половине XVI в. (Шум.,
66). В
источниках
первой
трети XVII в.
сообщается,
что селение
принадлежит
Глушицкому
монастырю,
расположено
на речках
Пахтинке и
Глушице и
проживают в
нем только
детеныши –
монастырские
работники (ПО
Вол 1627, II, 250). В
севернорусских
говорах
веретье – 'сухое
возвышенное
место среди
болот, на
затопляемом
лугу, среди
леса' (Сл РЯ XI – XVII,
II, 87). Деревня,
построенная
на сухом
возвышенном
месте,
получила то
же
наименование.
Такого
же
происхождения
ойконим
Веретье в
Сямженском
и
Череповецком
р-нах.
ВЫПОЛЗОВО,
д.
Пригородного
с/с
Сокольского
р-на. В
писцовом
описании 1627 г.
упоминается
пустошь
Выползово в
Бохтюжской
волости,
принадлежавшая
Глушицкому
монастырю.
От слова
выползово,
которое в
русских
говорах
употребляется
в значении 'новое
селение,
выделившееся
(выползшее)
из какого-то
соседнего'
или 'место,
где
расположены
крайние в
городе или
небольшом
селении
дома' (СРНГ, V, 330).
ГОРКА,
д
Двиницкого
с/с
Сокольского
р-на. В первой
половине XVI в.
принадлежала
Глушицкому
монастырю и
именовалась
Горкой
Чудовской,
состояла из
двух дворов (ПК
Вол 1543, 66).
Второй
компонент
названия
восходит к
этнониму
чудь. Этим
словом
русские
именовали
неславянское
население
края –
обычно
финно-угорские
народности
и племена. По-видимому,
чудское
население в
деревне
длительный
период не
было
ассимилировано
русскими.
Названа
деревня по
местоположению:
находящаяся
на
небольшом
возвышении,
горе.
Горка –
одно из
самых
активных
наименований
нашего края:
так
называется
около 100
населенных
пунктов.
ГРИБАНОВО,
д.
Боровецкого
с/с
Сокольского
р-на. Первое
упоминание
относится к
началу XVII в.: «В
поместье Г.
Олябьева д.
Грибаново
на рчк.
Грибанке, а в
ней один
крестьянский
двор жилой,
другой –
пустой» (ДК
Вол 1615, л. 297). От
древнерусского
м. л. и. Грибан.
В
севернорусских
говорах
слово
грибаниться
употребляется
в значении 'хмуриться,
становиться
угрюмым', а
грибан – 'угрюмый,
вечно чем-то
недовольный
человек' (СРНГ,
VII, 140). В
белозерских
документах
начала XVI в.
упоминается,
например,
Ивашка
Грибанов (Он.,
88). Деревня
могла
получить
наименование
и по
фамильному
прозванию. В
документах
начала XVII в.
отмечен
помещик
Роман
Грибанов: «За
Романом
Грибановым
полдеревни
Нефедовские»
(ДК Вол 1615, л. 307).
ГРИБЦОВО,
с, центр
Грибцовского
с/с
Сокольского
р-на. Одно из
древних
селений
Вологодского
уезда,
отмеченное
в
источниках XV
в. В тот
период
Грибцовская
волость
входила в
состав
Заозерско-Кубенского
княжества (Любавский,
106).
Центральное
селение
волости
называлось
с. Грибцова
Слобода. В 1479 г.
вологодский
кн. Андрей
Васильевич
пожаловал
ряд
деревень в
Грибцове
Слободе
Спасо-Каменному
монастырю (ДАИ,
I, № 17). От
древнерусского
м. л. и. Грибец.
В
архангельских
говорах
грибчить – 'хватать,
брать что-либо'
(СРНГ, VII, 142).
Личное имя
Грибец
упоминается
в устюжской
грамоте 1528 г.: «А
с Грибцом
межа от
речки по
огороде» (АВУАМ,
I, 65).
ДОР,
д.
Кадниковского
с/с
Сокольского
р-на.
Упоминается
в источнике
начала XVII в.: «Лопотова
монастыря
вотчина д.
Дор, а в ней 2
двора» (ПО
Вол 1627, П, 256).
Название
восходит к
существительному
дор – в
древней
Руси 'подсека,
расчищенный
от
растительности
участок
мелкого
леса,
подготовленный
под пашню
или покос'.
Селение,
возникшее
вблизи
такого
участка,
именовалось
Дор.
Того же
происхождения
ойконим Дор
в
Бабушкинском,
Верховажском,
Вологодском
и других р-нах
(всего 25
названий).
ЗАБОЛОТЬЕ,
д.
Кокошиловского
с/с
Сокольского
р-на. В XVII в.
относилась
к владениям
Дионисиева
Глушицкого
монастыря. В
Смутное
время была
разорена,
потому в
описании
значится
как «пустошь,
что была д.
Заболотье, а
в ней 4 места
дворовых
пустых» (ПО
Вол 1627, II, 250).
Названа по
местоположению
селения в
момент
основания:
деревня,
находящаяся
за болотом,
Ойконим
Заболотье
носят еще 9
селений
нашего края.
ИЛЬМОВАТИЦА,
д.
Воробьевского
с/с
Сокольского
р-на. В XVI в.
называлась
Ильмоватик,
принадлежала
Дионисиеву
Глушицкому
монастырю,
состояла из
четырех
дворов (ПК
Вол 1543, 65). В
первой
четверти XVII в.,
в период
польско-литовского
нашествия,
деревня
была
разорена. В
описании
начала XVII в.
сообщается
о пустоши
Ильмоватик.
Наименование
по р.
Ильмоватик.
В
древнерусском
языке слово
ильм (илем)
выступало в
значении 'вяз',
ильмовый – 'вязовый'
(Сл РЯ XI – XVII, VI, 224). А
для
названий
ручьев
характерен
на русском
Севере
суффикс -оватик
(Дор –
Дороватик,
Лом – Ломова-тик,
Ильм –
Ильмоватик).
Иными
словами,
Ильмоватик –
ручей,
берега
которого
поросли
вязом,
вязовый
ручей. В XVII в.
водоток
стал
называться
Ильмоватица
(ручей, река),
наименование
распространилось
и на деревню.
КАДНИКОВ,
г. р. п.
Сокольского
р-на. В конце XV
в. место, где
теперь
стоит город,
называлось
Кадниковской
пустошью (Степа-новский,
46). В
документах
XVII в. среди
селений
Засодимской
волости
упоминается
уже д.
Кадникова (ДПВК,
67). Деревня
лежала на
путях к
Вятке, В.
Устюгу и
Архангельску
и была
значительным
населенным
пунктом (Веселовская,
80). В 1870 г. была
преобразована
в город,
который
стал
центром
Кадниковского
уезда.
Название
пустоши, а
затем
селения
восходит к
русскому м. л.
и. Кадник.
Например,
отца
костромского
вотчинника
Данилы
звали
Кадником,
Богдан
Кадников
проживал в
начале XVII в. в
Белозерье (Он.,
130). Кадниками
в местных
говорах
называли
бондарей –
людей,
изготовлявших
бочки, кадки.
Жители
селения с
давних пор
занимались
выделкой
деревянной
посуды,
кадок. Бочка
изображена
в гербе
уездного
города (Степановский,
КАЗАРИНОВО,
д.
Боровецкого
с/с
Сокольского
р-на.
Название
восходит к
древнерусскому
м. л. и.
Казарин,
широко
распространенному
на Руси в XV – XVII
вв. (Коломна,
Владимир,
Переяславль
и др.), имя же, в
свою
очередь, – к
этнониму
козарин.
Козаре (хазары)
– тюркская
народность
на
территории
Восточной
Европы (Ф, II, 278).
От
этого же
имени
образовался
топоним
Казарино в
Трофимовском
с/с
Кичменгско-Городецкого
р-на.
КАЗНАКУРЬЕВО,
д.
Двиницкого
с/с
Сокольского
р-на. В XVII в.
селение
называется
Казнакурье (ПК
Вол 1678, 321).
Ойконим
восходит к
финно-угорским
языкам,
состоит из
двух
топооснов.
Древний вид
первой был,
по-видимому,
канза (фин. kansa – 'народ,
люди', карел, kansa
– 'народ, люди,
общество',
вепс kanz – 'семья'.
– Матвеев, 1969) –
это 'общий,
принадлежащий
всем
жителям'.
Вторая
основа
курья (коми kurja
– 'залив') – 'залив
реки или
озера', 'слепой
рукав реки' (СРНГ,
XVI, 150; Ф, II, 431). Иными
словами,
Канзакурье –
принадлежащий
всем, общий
залив или
заболоченный
рукав реки.
Селение,
возникшее
поблизости,
получило
такое же
название.
Под
действием
народной
этимологии
Канзакурье
изменяется
в
Казнакурье.
Подравнивание
же топонима
Казнакурье
под общий
словообразовательный
тип
названий
селений на -ево,
-ово
развивается
в XVIII – XIX вв. (КазнакурьеЖазнакурьево).
КАЧАЛКА,
д.
Боровецкого
с/с
Сокольского
р-на. В начале
XVII в. д. Качалка
на р. Сухоне и
на рчк.
Качалке
принадлежала
помещику Г.
Олябьеву,
она
пострадала
от
нашествия
польско-литовских
орд и
состояла из
одного
жилого
двора (ДК Вол
1615, л. 297 об.). От
древнерусского
м. л. и. Качало.
Так, в
памятниках XV
– XVI вв.
упоминаются
новгородский
крестьянин
Качало
Григорий,
псковский
посол в
Москве
Харитон
Качалов и др.
(Он., 137). Ойконим
оказался
вовлеченным
в активную в
южной части
Вологодского
уезда
словообразовательную
модель на -ка
(Качалка, как
Скородумка,
Круголка и
др.).
К имени
Качало
восходят
ойконимы К а-чалка
в
Череповецком
р-не и
Качалово в
Бабаевском
и
Грязовецком.
КОКОШИЛОВО,
д.
Кокошиловского
с/с
Сокольского
р-на. Топоним
впервые
упоминается
в духовной
грамоте
Дионисия 1436 г.,
в которой
перечисляются
земли
Дионисиева
Глушицкого
монастыря: «А
се земли св.
Покрова:
первая под
церковью...
шостая
Кокоши-ловская»
('АСЭИ, III, № 252). В
середине
XVI в. это
уже
монастырское
селение: «...д.
Кокошилова
на р. Глушице,
4 двора» (ПК
Вол 1543, 65). В
Списках
селений
середины XIX в.
(128)
сообщается
о двух
селениях: д.
Кокошилово
на рчк.
Глушице, 23
двора, и д.
Кокошиловское
при рчк.
Глушице, 1
двор. От
имени-прозвища
Кокошило. В
древнерусском
языке кокош
– 'курица-наседка'
(ЭССЯ, IX, 116). В
русских
народных
говорах
кокошило – 'забияка,
драчун' (Он., 148),
кокошить – 'бить
кого-либо' (СРНГ,
XIV, 101).
КОРЧЕВО,
д.
Чучковского
с/с
Сокольского
р-на. От слова
корчева – 'росчисть,
раскорчеванное
под посев
место в лесу'
(Ф, II, 340); корчить –
'выкорчевывать,
выворачивать
деревья с
кореньями,
очищать
вырубленный
лес под
пашню' (Д, II, 70).
Корчево –
селение,
возникшее
на
раскорчеванном
месте,
подсеке.
КУРЬЯ,
д.
Воробьевского
с/с
Сокольского
р-на.
Отмечена в
писцовой
книге 1678 г.: «Волость
Корбонга, д.
Курья» (ПК
Вол, 328). От
слова курья,
известного
в
севернорусских
говорах в
значениях 'речной
залив', 'заводь,
заболоченный
рукав или
старое
русло реки' (Сл
РЯ XI – XVII, VIII, 142).
Деревня,
возникшая
вблизи
речного
залива или
старого
русла реки,
могла
получить
название
Курья. Слово
финно-угорского
происхождения:
фин. kuru – 'борозда'
(Ф, II, 431), саам, kurra – 'отверстие,
лощина
между
горами' (Субботина,
85).
ЛЕНДОБОВО,
д.
Боровецкого
с/с
Сокольского
р-на. Названа
по реке. Судя
по
документам
середины XV в.,
река
именовалась
Лендобой (АСЭИ,
III, 254). В начале XVII в.
деревня
называется
уже
Лендобово, а
речка
Лендобовка (ДК
Вол 1615, л. 298).
Основа
гидронима
Лендобой
восходит к
саам, leaindt, I'amd – 'лес,
глухой лес' (Субботина,
147). Формант -бой
того же
происхождения
– 'маленькая
речка, ручей'
(Матвеев 1969).
Лендобой –
лесная
речка.
ЛИТЕГА,
д.
Пригородного
с/с
Сокольского
р-на. В
писцовом
описании 1627 г.
сообщается,
что д. Литега
расположена
на р. Сухоне,
а в ней
крестьян 1
двор, да
бобылей 2
двора,
принадлежит
Рабангскому
монастырю (ПО
Вол, II, 262).
Названа по р.
Литеге.
Гидроним
финно-угорского
происхождения:
ср. в вепс. lete – 'песок'
(СВЯ, 285),
формант -га
восходит к
существительному
со
значением 'река'
(там же, 98),
отсюда
Литега –
песчаная
река.
ЛОПОТОВО,
д.
Кадниковского
с/с
Сокольского
р-на. При р.
Пельшме
поблизости
от селения
располагался
в древности
Пельшемский
Лопотов
монастырь,
основанный
Григорием
Лопотом в XV в.
Назван
монастырь, а
позже
деревня по
имени
основателя.
Старец
Григорий
Лопот
упоминается
в качестве
свидетеля в
духовной
Дионисия
Глушиц-кого
1436 г. (АСЭИ, III, № 252).
Имя Лопот
было
достаточно
активным в
древней
Руси. В XV в. в
Новгороде
проживал,
например,
крестьянин
Нестер
Лопот (Он., 184).
Есть два
мнения об
этимологии
имени: от
лопоть – 'повседневная
рабочая
одежда' (СРНГ,
XVI, 140) или от
лопот – 'лепет,
невнятный
говор',
лопотать – 'говорить
невнятно'(Он.,
184).
К имени-прозвищу
Лопот
восходит
ойконим
Лопотово в
Кирилловском
и
Междуреченском
р-нах.
МОРЖЕНГА,
д.
Кокошиловского
с/с
Сокольского
р-на. В первой
половине XVI в.
селение
называется
несколько
иначе: «...д.
Глушицкого
монастыря
Марженга на
рчк.
Марженге, а в
ней Иванко
Прихожей да
Некраско
Прихожей» (ПК
Вол 1543, 64). В
период
польско-литовского
нашествия
запустела: «Глушицкого
монастыря
пустошь
Марженка на
рчк.
Замороже» (ПО
Вол 1627, II, 251). В
конце XVII в.
деревня
именовалась
по реке –
Замарженга.
Марженга –
слово финно-угорского
происхождения.
Основа, по-видимому,
от вепс, marg – 'ягода',
однокоренное
margzom – 'ягодник,
место,
обильно
поросшее
ягодами' (СВЯ,
321). Формант -енг
(-еньг)
восходит к
слову со
значением 'река',
отсюда
Марженга –
ягодная
река.
МОРТКИНО,
д.
Пельшемского
с/с
Сокольского
р-на. В
Прикубенье
владельцем
многих
поместьев в
XVI – XVII вв. был кн. А.
Ф.Морт-кин.
Возможно,
название
было дано по
фамильному
прозванию
владельца.
Фамилия 146
Морткин
восходит к
разговорному
варианту м. л.
и. Мартиан
или Мартын:
Мартиан >
Мортко или
Мартын >
Мортко (Толкачев
1975, 119). В
Белозерье в
конце XIV в.
проживал
Харлам
Мортка (АСЭИ,
II, № 8).
ОБРОСОВО,
д.
Боровецкого
с/с
Сокольского
р-на. В начале
XVII в. была
частновладельческой,
имела два
названия: «...в
поместье кн.
Ф. А.
Звенигородского
д. Обросово,
Белоусово
то ж» (ДК Вол 1615,
л. 274). В
писцовой
книге конца
века
приводится
только одно
название –
Обросово (ПК
Вол 1678, 308). От м. л. и.
Амвросий (разговорная
форма
Абросим>Оброс).
К имени
Оброс
восходит
название д.
Обросово в
Кубенском с/с
Вологодского
р-на, к имени
Обросец –
Обросцево в
Беловском с/с.
ОЛАРЕВО,
д., рзд.,
погост
Пригородного
с/с
Сокольского
р-на. К
владениям
Спасо-Прилуцкого
монастыря в
первой
половине XVI в.
относилась
волость
Оларева
Слободка,
названная
по
центральному
селению д.
Ола-рево: «...д.
Воларево, а в
ней двор
монастырский,
да крестьян 2
двора» (ПК
Вол 1543, 71). Во
второй
половине XVII в.
д. Оларево –
Главное
селение
Оларевской
волости (ПК
Вол 1678, 341). В
Списках
селений
середины XIX в. (5)
упоминается
Оларевский
Николаевский
погост, а в
нем 4 двора.
От м. л. и.-прозвища
Оларь. В
начале XVII в. в
Вологде
проживал,
например,
стрелец
Марк Оларь (ПК
Вол 1623, 101).
Прозвище
восходит к
нарицательному
существительному
оларь (орарь),
означавшему
в
древнерусском
языке 'принадлежность
дьяконского
облачения;
широкая
лента с
крестами,
которую
дьякон во
время
службы
носит на
левом плече' (Сл
РЯ XI XVII, XII, 355); в
русских
говорах
однокорневое
оларник
выступало в
значении 'человек,
живущий на
чужой счет,
обманом' (СРНГ,
XXIII, 182).
ПРИТЫКИНО,
д.
Чучковского
с/с
Сокольского
р-на. От
древнерусского
имени-прозвища
Притыка. В Он.
(259) отмечен,
например,
олонецкий
крестьянин
Притыка
Алексей, 1564 г. С
древнего
времени
существительное
притыка
бытовало в
значениях 'затычка,
гвоздь, чека',
'тот, кто
суется там,
где его не
спрашивают' (КДРС,
КСРНГ).
Второе
значение,
видимо,
легло в
основу
прозвища.
К имени-прозвищу
первооснователя
деревни
восходят
названия
селений
Притыкино в
Грязовецком
и Тотемском
р-нах.
СЕЛИЩЕ, д.
Пригородного
с/с
Сокольского
р-на.
Упоминается
в
документах
начала XVII в.: «...под
д. Селища два
еза... д.
Селище на р.
Сухоне, 3
двора» (ПО
Вол 1627, И, 255). По
деревне
получила
название р.
Селищенка.
От
существительного
селище – в
древнерусском
языке 'место,
на котором
было
расположено
поселение', 'запущенное
место со
следами
поселения'.
Когда на
запущенном
месте (селище)
возникало
новое
поселение,
оно могло
получить
название
Селище. «Укреплению
такого
названия
способствовало
то
обстоятельство,
что имя
прежнего
поселка
забывалось» (Селищев,
с. 58).
Такого
же
происхождения
ойконимы
Селище в
Кадуйском,
Кичменгско-Городецком,
Устюженском,
Чагодощенском,
Череповецком
р-нах, Селища
– в
Вологодском,
Междуреченском.
СЛОБОДА,
д., центр
Пригородного
с/с
Сокольского
р-на. В
Списках
селений
середины XIX в. (10)
именуется
как с. Спасо-Преобра-женское
или
Рабангская
Слобода, а в
ней 25 дворов.
Первое
название по
церкви.
Второе – по
типу
поселения и
гидрониму. В
далеком
прошлом (1447) в
этих местах
на р. Рабанге
был основан
небольшой
Рабангский
монастырь (Зверинский,
II, № 1173).
Возникшее
под
монастырем
селение с
церковью и
ярмаркой,
жители
которого в
большинстве
своем не
занимались
хлебопашеством,
именовали
слободой.
Рабангой же
в глубокой
древности
называли
Верхнюю
Сухону.
Рабата –
слово финно-угорского
происхождения:
в вепс, та-Ьа – 'гуща
(пивная),
барда' (СВЯ, 458),
таким
образом,
Рабанга –
илистая
река. С
течением
времени
церковное
название
отпало,
произошло
упрощение и
ойконима
Рабангская
Слобода
путем
утраты
первого
компонента.
ТЕЛЯЧЬЕ,
д.
Замошского
с/с
Сокольского
р-на.
Упоминается
в писцовом
описании 1627 г.: «Лопотова
монастыря,
что на р.
Пельшме д.
Телячья, а в
ней 2 двора
крестьян да 3
двора
бобылей» (ПО
Вол, II, 257). В
отдаленном
прошлом
поблизости
от
монастырей
ставились
монахами
скотные
дворы, при
которых
жили
работники,
ухаживавшие
за скотом.
Если возле
такого
двора
возникала
деревня, то
она обычно
получала
название
Коровья или
Телячья. В
данном
случае речь
идет о
телячьем
дворе, а
потом и д.
Телячьей
Лопотова
монастыря.
Такого
же
происхождения
ойконимы
Телячьев
Великоустюгском
р-не и
Телячье в о –
в
Вологодском.
Последняя в
XVII в. также
называлась
Телячье: «В
поместье И. А.
Плещеева д.
Телячье
пуста, двор
пуст, а в ней
жил Сидорко
Никитин,
казаки
ссекли, а
братья его
Дурак да
Кутыга
сошли от
казачья
разоренья...» (ДК
Вол 1015, л. 226).
Именение
топонима
Телячье>Телячьево
развивается
не ранее XVIII в.
ХАРЛУШИНО,
д.
Боровецкого
с/с
Сокольского
р-на.
Упоминается
в
источниках
начала XVII в.: «В
Боровецкой
волости в
поместье кн.
Ф. А.
Звенигородского
д. Харлушино,
два двора
жилых и один
пустой» (ДК
Вол 1615, л. 273).
Названа по
имени
первопоселенца
Харлуши.
Харлуша –
разговорный
вариант м. л.
и. Харлампий.
ЧУЧКОВО,
д., центр
Чучковского
с/с
Сокольского
р-на. В XVII в.
селение
именовалось
несколько
иначе: «Мольская
волость, а в
ней починок,
что была
пустошь
Чуцкое, 6
дворов» (ПК
Вол 1623, 39). Под
влиянием
цоканья (неразличение
в
произношении
ц и ч) ойконим
изменяется
в Чучкое, а
позднее под
воздействием
активной
словообразовательной
топонимической
модели на -ово
(-ево) – в
Чучково. От
слова чудь –
древнерусского
названия
некоторых
финских
племен.
Деревня
могла
получить
наименование
по р. Чучке,
но и в этом
случае
основа
гидронима
восходит к
этнониму
чудь.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
ТЕРМИНЫ
ДРЕВНЕЙ
РУСИ
Великий (большой)
двор –
усадьба
крупного
феодала;
центр
вотчины, в
котором
располагалась
администрация
феодала.
По
названию
усадьбы (великий
двор,
большой
двор)
начинали
обычно
именовать и
селения, на
территории
которых
располагалась
усадьба.
Топонимы
Великий
Двор,
Большой
Двор – это
названия
селений –
центров
боярских
владений,
занесены
они в
Белозерский
и
Вологодский
уезды в
ранний
период из
пределов
Новгородской
земли.
Городок
–
укрепленное
военное
поселение,
крепость,
оборонительный
пункт,
состоящий
обычно из
деревянного
острога (стен
с башнями) и
земляного
вала. Внутри
ограды
находились
церковь,
амбары,
осадные
избы, дворы.
Погост
– селение с
церковью,
кладбищем и
дворами лиц
духовного
звания.
Починок –
новое, чаще
однодверное
селение,
земельные
угодья
которого
находились
в начальной
стадии
разработки,
вследствие
чего
первопоселенец
не
облагался
налогом.
Слобода,
слободка –
селение,
жители
которого
временно
были
освобождены
от налогов.
|